Краткое описание и некоторые факты

Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – самый посещаемый объект музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя.

Когда шагаешь в Панораму обороны Севастополя, словно переносишься во времени – в знойные дни Крымской войны. Этот музей не просто хранит историю, он оживляет её перед глазами каждого посетителя. Величественный круглый зал, полотно обрамляющее творческое восприятие, иллюзия присутствия в событиях – все это делает Панораму уникальным погружением в прошлое. Давайте вместе отправимся в незабываемое путешествие, чтобы познакомиться с великолепием и драмой обороны Севастополя, воплотившейся в этом живописном историческом шедевре.

p
  • Масштабное полотно: Главным “сердцем” Панорамы является огромное круглое полотно размером более 1000 квадратных метров.
  • Трехмерный эффект: С помощью хитроумной комбинации перспективы, света и тени, полотно создает трехмерный эффект, который придает изображениям глубину и реалистичность.
  • Тщательная историческая реконструкция: Художники и историки вложили огромные усилия в тщательную реконструкцию деталей битвы и обстановки Севастопольской обороны. Каждый солдат, каждое орудие и каждый элемент ландшафта детально проработаны с учетом исторических источников.

Где находится и как добраться

Панорама обороны Севастополя находится в историческом центре города, рядом с множеством кафе, ресторанов, магазинов и других достопримечательностей.

Проще всего для туриста будет добраться до нее с площади Ушакова, также рядом с музеем есть остановка в названием “Панорама”.

Время, необходимое для полного изучения Панорамы обороны Севастополя зависит от индивидуальных интересов и того, как глубоко вы хотите погрузиться в детали. В среднем, посещение музея займет от 1,5 до 2,5 часов.

Это включает в себя пешую прогулку по прилежащей территории, просмотр центрального полотна, ознакомление с интерактивными элементами, участие в мероприятиях и изучение экспозиции. Однако, если вы интересуетесь историей битвы и хотите углубленно изучить каждый аспект, время пребывания может увеличиться.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе. Жертвенная история флота

Памятник затопленным кораблям в Севастополе. Жертвенная история флота

Памятник затопленным кораблямСимвол Крымской войны и первой обороны Севастополя Краткое описание и интересные факты. Где находится, как добраться, сколько времени понадобится на посещение. История затопления судов. Создание памятника и значение символов. От создания...

Хапхальское ущелье и водопад Джур Джур в Крыму: фото и описание маршрута

Со времен Советского Союза Крымский полуостровов считался одним из самых привлекательных уголков Восточной Европы, где можно приятно провести свободное время. По большей части Крым заслужил такой статус благодаря своей неповторимой природе, которая радует красотой...

Судакская крепость: интересное путешествие для туристов – Пора в Крым!

Если турист желает узнать об известных местах Крыма, обладающих запахом Средних веков и напоминающих о сражениях с варварами – Судакская крепость открывает свои двери. Это очень большое и отлично сохранившееся историческое сооружение в Крыму, несущее в себе память о...

История. Крымская война 1853 – 1856. Оборона Севастополя 1854 – 1855

Кратко о Крымской войне

 

Крымская война, которая происходила с 1853 по 1856 год, была одним из ключевых конфликтов в XIX веке и включала в себя противостояние между Российской империей и альянсом Османской империи, Великобритании, Франции и Сардинии.

Возникновение конфликта связано с различными политическими, территориальными и религиозными противоречиями в регионе Ближнего Востока и на Балканах. Одним из ключевых спорных вопросов стала опека над правами христиан в Святой Земле, которая была в то время частью Османской империи.

Крымская война включала в себя ряд важных событий, таких как осада и оборона крепости Севастополь, которая стала одной из самых известных и долгих осад в истории военных конфликтов.

Жюль Риго — Сцена зимней осады Севастополя. 1859

Жюль Риго — Сцена зимней осады Севастополя. 1859

Оборона Севастополя

Оборона Севастополя началась в сентябре 1854 года, когда альянс британских, французских и турецких войск начал осаждать крепость, занимавшую стратегически важное положение на побережье Черного моря. Русские войска сражались с огромным рвением и героизмом, несмотря на тяжелые условия осады и огромные потери.

Оборона Севастополя продолжалась почти год, до сентября 1855 года, когда город был захвачен альянсом. Этот период выделяется множеством боевых действий, атак и контратак, а также удивительными героическими поступками.

Важные аспекты обороны Севастополя:

  1. Географическое и военное значение: Севастополь был ключевой фортификационной крепостью на побережье Черного моря. Его географическое положение делало город важной военно-стратегической точкой и базой для русского флота. Порт Севастополя обеспечивал России морское присутствие и связь с другими регионами через морской путь.
  2. Длительность осады: Оборона Севастополя началась в сентябре 1854 года и продолжалась почти год – до сентября 1855 года. В этот период русские защитники столкнулись с несколькими масштабными атаками альянса британских, французских и турецких войск, но продолжали стойко сопротивляться.
  3. Великие исторические фигуры: Оборона Севастополя стала ареной подвигов многих выдающихся личностей, как русских, так и иностранных. На русской стороне стали известными имена таких командиров и героев, как адмирал В.А. Корнилов, генерал М.И. Горчаков, генерал П.С. Нахимов, а также английский медик Флоренс Найтингейл, оказавшая большое влияние на медицинское обслуживание раненых.
  4. Тактика и стратегия: Русские защитники использовали систему окопов, фортификационные сооружения и укрепления для создания прочной линии обороны. Они также применяли активную оборонительную тактику, переходя иногда к контратакам, чтобы сохранить инициативу.
  5. Героические сражения: Оборона Севастополя включала в себя множество сражений и атак, такие как атака на редут Малахова, осада редута № 3, бои у Черной речки и другие. Эти сражения были наполнены героизмом и стойкостью со всех сторон.
  6. Окончание осады: В сентябре 1855 года, после продолжительных боев и тяжелых потерь, город Севастополь был захвачен альянсом. Поражение в обороне Севастополя оказало значительное воздействие на ход Крымской войны и дальнейшие события.

Отрывок из сборника “Севастопольские рассказы”, “Севастополь в декабре месяце”

Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…
— Ваше благородие! прямо под Кистентина держите, — скажет вам старик матрос, оборотясь назад, чтобы поверить направление, которое вы даете лодке, — вправо руля.
— А на нем пушки-то еще все, — заметит беловолосый парень, проходя мимо корабля и разглядывая его.
— А то как же: он новый, на нем Корнилов жил, — заметит старик, тоже взглядывая на корабль.
— Вишь ты, где разорвало! — скажет мальчик после долгого молчания, взглядывая на белое облачко расходящегося дыма, вдруг появившегося высоко над Южной бухтой и сопровождаемого резким звуком разрыва бомбы.
— Это он с новой батареи нынче палит, — прибавит старик, равнодушно поплевывая на руку. — Ну, навались, Мишка, баркас перегоним. — И ваш ялик быстрее подвигается вперед по широкой зыби бухты, действительно перегоняет тяжелый баркас, на котором навалены какие-то кули и неровно гребут неловкие солдаты, и пристает между множеством причаленных всякого рода лодок к Графской пристани.

Лев Николаев Толстой

Артиллерийский офицер и великий русский писатель

Создание панорамы и музея

Создание Панорамы “Оборона Севастополя” и её уникальные этапы

В 1901 году художник Франц Алексеевич Рубо был приглашен правительством для создания панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя во время Крымской войны.

5 февраля 1902 года был заключен контракт на выполнение живописного полотна Панорамы. Ф.А. Рубо был настолько вовлечен в этот проект, что решил привлечь к нему помощников-художников. К работе над полотном присоединились немецкие живописцы А. Шехтен, Ш. Марте, К. Фрош.

В октябре 1902 года Рубо посетил Севастополь. Здесь он изучил материалы и архивные документы, провел разведку на боевых местах и ознакомился с оборонительными линиями. Таким образом, художник подготовился к написанию этюдов.

Избранный сюжет и тщательная подготовка

Главным сюжетом для панорамы был выбран день защиты Малахова кургана и Корабельной стороны 6 июня 1855 года.

В январе 1902 года эскиз картины был представлен в Зимнем дворце в Петербурге. Этот эскиз привлек внимание военных специалистов, участников обороны и художников. Хотя Рубо охотно слушал советы, он настоял на том, что в панораме должны быть изображены события самого яркого дня – штурма 6 июня 1855 года.

Трудоемкий процесс создания панорамы

После сбора всех необходимых данных и материалов Ф.А. Рубо отправился в Мюнхен. Там, при поддержке художников Л. Шенхена, О. Мерте, К. Фроша, а также 20 студентов Баварской академии, он трудился над панорамой около двух лет. Работа велась в специальном павильоне, созданном художником.

Для живописного полотна шириной 6 метров был использован холст, который был выткан в Брюсселе на фабрике Моммена. Полотно было подвешено на деревянном кольце диаметром 36 метров, а работники перемещались по нему по рельсам с помощью лестниц и подвесных беседок. Рубо и его помощники нанесли рисунок на холст и приступили к живописи, оживляя панораму.

Торжественное открытие и приключения панорамы

14 мая 1905 года, в сложной обстановке, Ф.А. Рубо наконец-то добился признания панорамы. Она была установлена в специально построенном здании на территории Севастополя, на месте 4-го бастиона. Торжественное открытие привлекло внимание зрителей и военных специалистов, оставив яркий след в истории искусства и памяти героев обороны Севастополя.

Завершение и беспокойные времена

После нескольких комиссий и трудных перипетий, связанных с утверждением панорамы, весной 1909 года она была свернута и отправлена в Петербург для показа царю. Несмотря на трудности и противоречия, Панорама “Оборона Севастополя” оставила незабываемое впечатление, воплощая в себе глубокое уважение к героическому подвигу защитников города.

Кадр из фильма об обороне Севастополя 1911 года.

Фигура Нахимова на полотне Панорамы обороны Севастополя появилась не сразу…

k

Знаменательный факт

От Рубо требовали правок, одной из важных было – исключить из композиции фигуру адмирала П. С. Нахимова и показать вместо него главнокомандующего князя М. Д. Горчакова, которого в день сражения 6 июня на Малаховом кургане не было. Фигуру Павла Степановича Нахимова пришлось закрыть облаком дыма, и снять портретное сходство некоторых героев с реальными людьми. А вот от размещения Горчакова на полотне Рубо отказался.

В 1926 году Митрофан Борисович Греков поставил вопрос о необходимости реставрации картины. Он обратился к своему учителю Францу Алексеевичу Рубо с письмом, в котором просил его приехать в Советский Союз. Но художник был уже стар и болен, к тому же он только что пережил смерть любимой дочери.

В ответном письме он выразил уверенность, что его ученики и сами справятся с этой работой. Реставрация под руководством М. Б. Грекова прошла успешно.

Первоначальное видение Рубо была возвращено на картину и фигура Павла Степановича Нахимова была восстановлена на прежнем месте.

От создания до сегодняшних дней

Война пришла в Севастополь

Подвиг нахимовских матросов продолжается в Великой Отечественной войне. Правнуки этих героев встали на защиту своего родного Севастополя.

В напряженные боевые дни и в редкие часы передышки между сражениями, они посещали панораму. В торжественном молчании они углублялись в образы своих предков. В своих солдатских шинелях и холщовых матросских рубахах, они выполняли задачи, поднимали дух и ощущали могучую силу, которую привнесли в свои блиндажи и доты.

Ситуация в осажденном городе становилась все более тяжелой. Подвергались атакам вражеская авиация и артиллерия. Вопрос об эвакуации панорамы встал перед партийными органами Севастополя.

25 июня 1942 года, пять самолетов Ю-87 сбросили бомбы на панораму. Артиллерийский обстрел усилился, и несколько снарядов разрушили здание. Эсминец “Ташкент” осуществил спасение, эвакуируя пассажиров и части панорамы.

Под огнем вражеских бомбардировщиков и артиллерии, “Ташкент” отразил налет 86 вражеских бомбардировщиков, сбросивших на корабль 336 бомб. Несмотря на повреждения, “Ташкент” смог спасти многих и вернуться в безопасное место.

После спасения, фрагменты панорамы были сохранены и перевезены в разные места страны. В Новосибирске они были обследованы и частично восстановлены. После окончания войны, остатки полотна панорамы были перевезены в Загорск, в историко-художественный музей-заповедник.

Останки танкера у памятника затопленным кораблям

Музей после бомбардировок

Восстановлению и реконструкции быть!

Сразу после Великой Отечественной войны началась задача восстановления панорамы. Однако огромные повреждения и потери делали полную реставрацию невозможной.

Было решено создать новую панораму, используя сохранившиеся фрагменты, авторские эскизы и фотографии.

24 октября 1950 года было принято решение о завершении работ по воссозданию панорамы к столетию первой обороны Севастополя. Руководителем творческого коллектива стал народный художник РСФСР академик Василий Николаевич Яковлев (1893-1953).

В. Н. Яковлев, знаток и реставратор старинной живописи, с большим опытом, понял сложность задачи. Руководство группой художников, воссоздававших панораму, стало последней большой работой Яковлева.

После его смерти в 1953 году, народный художник РСФСР академик Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961) взял на себя руководство коллективом.

Среди художников, работавших над панорамой, были и крупные мастера, такие как П. М. Шухмин, Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, Н. Г. Котов и другие. Молодые художники, такие как Ю. Н. Трузе-Терновская, Н. К. Соломин, А. П. Мерзляков, присоединились к этому творческому процессу.

Помимо художников, в работе участвовали студенты института имени Сурикова и опытные художники-моряки.

Военную консультацию проводила группа под руководством адмирала И. С. Исакова, который уточнил детали сражения и расположение флотов.

Таким образом, восстановление панорамы стало долгой и сложной задачей, которую успешно выполнил творческий коллектив художников и искусствоведов.

Труд над воссозданием панорамы всегда был коллективным усилием.

Яковлев смог объединить художников с разными характерами и стилями, вдохновив их на выполнение грандиозной задачи – восстановление панорамы. Вначале художники начали изучать панорамное искусство, копируя этюды и спасенные фрагменты полотна Рубо.

Параллельно создавался композиционный рисунок панорамы на картоне, а также велась работа по созданию нового предметного плана, так как старый был утерян полностью. Картон был выполнен художниками В. И. Гранди, А. П. Мерзляковым и Е. И. Лобановым под руководством П. М. Шухмина на 12 листах в масштабе 1 к 5.

Рисунок панорамы восстанавливался с использованием фрагментов старого полотна, фотографий и старых буклетов. Особенно ценными оказались английские фотографии, сделанные после взятия Южной стороны Севастополя союзниками. Они помогли художникам уточнить детали разрушенного города.

В Москве работали над воссозданием предметного плана. В панораме Рубо этот план был выполнен из земли. Земляные части были покрыты сухими красками для добавления реалистичности. Однако такой план был сложно обслуживать и поддерживать в чистоте.

Советские художники Б. Н. Беляев, Н. И. Фирсов и Б. Н. Котов разработали огнеупорную мастику для воссоздания предметного плана. Этот план был возводим на подстолье, обтянутое холстом, с мастика в качестве грунта. Это позволило создать иллюзию незаметного перехода от предметного плана к живописи.

В процессе работы было внедрено много новых технических приемов и композиционных решений. Например, были добавлены жанровые сцены, которые обогатили предметный план.

Кроме того, советские художники разработали рецепт грунта и красок для новой панорамы на основе анализа оригинального полотна Рубо. Подготовительные работы были завершены, и начался второй этап – создание нового живописного полотна и предметного плана.

В Севастополе восстанавливалось здание панорамы под руководством архитектора В. П. Петропавловского. Это требовало огромных усилий по реконструкции фасада, каркаса крыши и других строительных работ.

Следующий этап работы начался в Севастополе, где художники наносили рисунок на готовый холст. Для этого использовали проекционный фонарь, чтобы точно передать рисунок на холсте. Рисунок был закончен к маю, и художники приступили к живописным работам, включая воссоздание цветового строя и написание неба.

С помощью экспериментов и подбора колеров советские художники смогли успешно воссоздать небо, включая рассветное освещение. Это добавило реализма и глубины к панораме. Вскоре рисунок был завершен, и теперь художники могли приступить к написанию самой панорамы.

Таким образом, творческий коллектив советских художников справился с громадной задачей воссоздания панорамы Обороны Севастополя 1854-1855 гг., успешно совмещая искусство и технические инновации.

Для создания жанровой части панорамы всю площадь холста была разделена на квадраты. Каждый художник взял на себя определенный участок и старался довести свою живопись до максимального соответствия оригиналу. Учитывая, что краски на оригинальной панораме Рубо потемнели, художники выбирали более светлые тонировки.

Изучая архивные материалы, советские художники обнаружили множество исторических деталей, которые Ф. А. Рубо, работавший в условиях заказа царского двора, возможно, не мог включить в свою картину. Советские художники добавили эти детали, сохраняя общую композицию панорамы. Все дополнительные эпизоды в сумме составили 244 квадратных метра дополнительного полотна.

Таким образом, напряженный труд большого коллектива был завершен. Фотография Валентина Хухлаева 1955 года показывает здание Панорамы без бюстов в нишах и нижнего фонтана, но работа продолжалась.

Все беспокойства и напряжение последних месяцев остались позади. Вероятно, никто из художников не мог спать накануне открытия панорамы. Каждый из них признал, что работа над этой панорамой была одной из наиболее значимых в их жизни, и каждый вложил частичку своего сердца в этот проект.

И вот наступил 16 октября 1954 года – столетие первой героической обороны Севастополя. В этот день празднично открыли воссозданную панораму, вручив ее как подарок морякам и жителям города.

Торжественный митинг, посвященный открытию панорамы после реконструкции, прошел на Историческом бульваре. На словах начальника политуправления Черноморского флота, контр-адмирала Б. Т. Калачева, панорама теперь будет стоять на 4-м бастионе, который пропитан кровью наших предков, и будет символизировать героические боевые традиции народа.

Статья и будущее музея

В статье используется информация с официального сайта музея и от автора Дмитрия Леонова.

Каждый севастополец знает, что реставрация музея и пространства вокруг него затянулась. Мы с нетерпением ждем возможности оказаться там снова.

На крыше  разрушенного здания панорамы. 9 Мая 1944-го года.

На крыше разрушенного здания панорамы. 9 Мая 1944-го года.

Спасение панорамы Оборона Севастополя 1854-1855 гг.

Коваленко В.К. “Спасение панорамы Оборона Севастополя 1854-1855 гг..” 1981-1982 гг.

Восстановление спасшихся элементов

Восстановление спасенных элементов

Старые кадры прекрасного праздника на фоне здания музея

Старые кадры прекрасного праздника на фоне здания музея

Галерея

Видео Панорама обороны Севастополя с youtube
Видео фильма 1911 года “Оборона Севастополя” с youtube с вставленными английскими субтитрами и музыкой
Оригинальное видео из ВК “Оборона Севастополя 1911”