Краткое описание и факты о монументе

Памятник затопленным кораблям – символ города-героя Севастополя. Установлен в память затопления парусных кораблей русского флота, преградивших эскадре противника доступ к севастопольскому рейду при 1-й обороне Севастополя 1854-1855 гг.

p
  • Силуэт памятника изображен на гербе Севастополя;
  • В 2016 году памятник победил во всенародном голосовании как символ новой российской банкноты номиналом 200 рублей;
  • Является объектом культурного наследия федерального значения Российской Федерации.

Где находится, как добраться и сколько времени займет

Памятник затопленным кораблям возвышается на небольшом рукотворном утесе посреди Северной бухты города Севастополя, расположен примерно в 300 метрах от площади Нахимова, рядом с Приморским бульваром. Именно от площади П.С. Нахимова и проще всего добраться до одной из главных достопримечательностей Севастополя.

Рядом находятся Мост влюбленных и Солнечные часы. Если начинать путь от этого памятника и идти вдоль моря, то можно обойти и осмотреть всю Артиллерийскую бухту.

Этот памятник не требует много времени для изучения. В темное время суток освещается фонарями. Поэтому рекомендуется к просмотру в рамках пешей прогулки вдоль побережья Артиллерийской бухты в любое время суток.

Панорама обороны Севастополя. Сложный путь уникального монумента

Панорама обороны Севастополя. Сложный путь уникального монумента

Панорамы обороны СевастополяЗнаменитый на весь мир музей-панорама, посвященный героической первой обороне Севастополя Музей-панорама закрыт на реставрацию до 2025 года. За актуальной информацией о работе можно следить на официальном сайте. Краткое описание и...

Хапхальское ущелье и водопад Джур Джур в Крыму: фото и описание маршрута

Со времен Советского Союза Крымский полуостровов считался одним из самых привлекательных уголков Восточной Европы, где можно приятно провести свободное время. По большей части Крым заслужил такой статус благодаря своей неповторимой природе, которая радует красотой...

Судакская крепость: интересное путешествие для туристов – Пора в Крым!

Если турист желает узнать об известных местах Крыма, обладающих запахом Средних веков и напоминающих о сражениях с варварами – Судакская крепость открывает свои двери. Это очень большое и отлично сохранившееся историческое сооружение в Крыму, несущее в себе память о...

История затопления судов

Исторические предпосылки

 

В Крымской войне расстановка сил был не равной изначально, Российская империя сражалась с коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства (их называют “союзниками”).

2 сентября 1854 года рядом с Евпаторией без помех высадилась армия Великобритании, Франции и Турции в размере около 60 000 человек. И уже 8 сентября состоялось сражение на реке Альма, которое считается первым крупным сражением этой войны. Союзные войска превышали русские численностью и оружейной мощью примерно в 1,5 раза, и битва была проиграна.

Над Севастополем, главным оплотом черноморского флота, настигла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, в эти маленькие и удобные для судов бухты. Союзники обходили российскую империю и в численности и в качестве судов, иностранные корабли с винтовыми двигателями противостояли деревянным парусникам.

Битва при Альме 20 сентября 1854 года, Эжен-Луи Лами (Версальский дворец, 1855)

Битва при Альме 20 сентября 1854 года, Эжен-Луи Лами (Версальский дворец, 1855)

Затопление судов

На военном совете 9 сентября 1854 года мнения разделились, начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и броситься в бой всеми силами, другие члены совета предлагали окопаться в городе и атаковать неприятеля из батарей при поддержке флота. Среди военных ходила еще одна идея — преградить вражеским судам путь в бухту старыми парусными судами, она была высказана капитаном 1 ранга А.А. Зариным, и ее поддержал П.С. Нахимов и, что важнее, главнокомандующий — князь Александр Меньшиков. Корнилову был против, но после угроз от Меньшикова о переводе из Севастополя ему пришлось отступить…

Итак, чтобы преградить путь вражескому флоту было решено затопить семь устаревших судов: фрегаты «Сизополь» и «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». Тяжелые орудия были сняты и отправлены на берег, ими усилили батареи и редуты. Предположительно, некоторые из пушек сохранились и по сей день, так как сохранились бастионы, например, легендарный 4 бастион, который входил во вторую дистанцию оборонительной линии, на котором служил Лев Николаевич Толстой.

И это сработало! Суда противника не смогли зайти в бухту Севастополя. Первая линия обороны продержалась до осенне-зимних штормов. Преграда была частична разрушена. Но шторм вредил не только нам, ждать приходилось и кораблям союзников. Именно шторм стал причиной потопления знаменитого “Черного принца” (HMS Prince), английского судна, которое 14 ноября разбилось о скалы рядом с Балаклавой.

В ноябре — декабре дополнительно были затоплены корабль «Гавриил», неизвестное купеческое судно и корвет «Пилад».

В январе — феврале 1855 года бушующее море, вместе с постоянно работавшими над разрушением преграды союзниками,  окончательно испортили заграждение. Поэтому было решено затопить еще 6 судов, но уже в другом месте, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Месемврия», «Мидия».

Именно по второй линии мачт, с южной стороны Севастополя, в 23 метрах от берега, в 1905 году в честь 50-летия героической обороны Севастополя и установили «Памятник затопления кораблей».

27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. И еще почти 6 месяцев, до самого перемирия (17.02.1856), неприятельская армия не могла продолжить наступление. Фарватер заграждали мачты кораблей, а Северную сторону — бастионы с орудиями, снятыми с этих судов и моряки, храбро сражавшаяся на суше.

349-дневная героическая оборона города прославила защитников и сам город на весь мир. Владимир Алексеевич Корнилов погиб на Малаховом кургане, защищая Севастополь и завещал своим товарищам:

 

Отстаивайте же Севастополь!

Ответ князю Меньшикову на угрозу перевода из Севастополя

«Остановитесь! Это — самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окружённый неприятелем — невозможно! Я готов повиноваться вам».

Из приказа Корнилова от 11 сентября 1854 года

Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд, и вместе с тем свободные команды усилят войска.
Грустно уничтожить свой труд. Много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обречённые жертве, в завидном свету порядке. Но надо покориться необходимости!
Москва горела, а Русь от этого не погибла! напротив встала сильнее. Бог милостив! Конечно, Он и теперь готовит верному Ему народу Русскому такую же участь.

Владимир Алексеевич Корнилов

Вице-адмирал (1852), Начальник штаба Черноморского флота (1850—1854).

Создание памятника и значение символов

Празднование 50-летия героической обороны Севастополя

В канун 50-летнего юбилея Первой обороны Севастополя правительством Российской империи было решено увековечить знаменательные события мемориальным комплексом, который должен был напоминать потомкам о том, как «…русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II.

По линии обороны города и на полях сражений планировалось установить обелиски и мемориальные знаки. Где находился 4-й бастион, было заложено здание Панорамы. В июле 1903 г. Николай II особым указом назначил празднование на конец сентября 1904 г., ко дню начала осады крепости, и пригласил за счёт казны на торжества всех оставшихся в живых участников Севастопольской обороны, сражений на Альме, при Балаклаве, Инкермане и на Чёрной речке, а также сыновей убитых и умерших от ран защитников города.

5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года… В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту…».

К тому времени комитет уже рассматривал предложения, связанные с возведением монумента, приуроченного затоплению судов. В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор Вейзен A.М., инженеры Еранцев Ф.Н. и Долин Г.П., другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Энберг Ф.О.

Кадр из фильма об обороне Севастополя 1911 года.

Кадр из фильма об обороне Севастополя 1911 года с настоящими ветеранами войны.

k

Знаменательный факт

В ноябре 1911 года для Императора Николая II и членов императорской фамилии в Ливадии состоялся показ фильма “Оборона Севастополя” кинофабрики Александра Ханжонкова. Это был первый русский полнометражный фильм. Его продолжительность составляла один час сорок минут. В финале фильма на фоне монумента защитникам Севастополя снялись ветераны Крымской войны.

Памятникъ затопления кораблей

Архитектор Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу. Именно эта мысль, вероятно, и стала основанием идеи сооружения памятного место в честь затопления судов.

Комитет и служащие обсуждали множество вариантов, среди которых были различные варианты памятных мест на суше в районе первой, второй или обеих линий затопления. Энберг предлагал установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина.

Но, вероятно, по причине экономии, было решено остановиться на одном монументе на второй линии у тогда уже любимым местом для гуляний севастопольцев — Приморском бульваре. Проект с белокаменной квадратной колонной был отправлен в правительство на согласование.

Летом 1901 года проект с обязательными правками вернули в Севастополь. Архитектор Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.

В конце прошлого века дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию акварели этого проекта, нарисованную Фельдманом.

Как и почему к реализации памятника присоединился скульптор А.Г. Адамсон до сих пор точно не известно. Вероятной причиной называют открывшийся в 1902 году Памятник броненосцу «Русалка» в таллинском парке Кадриорг. После реализации которого, примерно в 1902-1903 году, Адамсона и направили в Севастополь.

Конечно, с Памятником затопленным кораблям связано много имен. Но официально именно этим трем именам отдано авторство на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям:

  • военный инженер Фридрих Оскар Энберг;
  • архитектор Валентин Августович Фельдман;
  • скульптор Амандус Генрих Адамсон.

Точная дата открытия памятника неизвестна. Но в документах числится дата передачи монумента городу от 29 июля 1905 года. Значит точно можно сказать, что памятник был открыт в первой половине 1905 года. Из документа о передаче строительной комиссией городу также можно узнать и первое официальное название памятника — «Памятник затопления кораблей».

С наименованием монумента первое время все шло сумбурно. 3 августа 1905 года Г. Ерошевич (Вр. и. д. Управляющего Канцелярией Великого князя Александра Михайловича) подписал документ № 3898, согласно которому: «Памятник затопления кораблей впредь именовать: „Местом заграждения Севастопольского фарватера“». В 1907 году исторический путеводитель по Севастополю опубликовал новое название монумента: «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Но и оно продержалось недолго. В путеводителе по Крыму 1914 года в описании Приморского бульвара уже упомянут «памятник затопленным кораблям». Позднее появлялись и другие варианты (за всю историю — более 20-ти различных названий). Сейчас у монумента наиболее распространено название «Памятник Затопленным кораблям».

 

Фотография с надписью «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.».

Фотография с надписью «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.».

k

Факты о памятнике

  • Общая высота памятника — 16,7 м;
  • Высота колонны — 7,1 м;
  • Средний диаметр колонны — 0,95 м;
  • Размах крыльев орла — 2,67 м;
  • Расстояние от берега до памятника около 23 метров (около 10 саженей);
  • На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа, на левом изображено число «1854», на правом — «1855»;
  • Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.

Описание, значение символов и любопытные детали

Монумент представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной Приморского бульвара, 9-метровую искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капителиКапитель — верхняя часть колонны или пилястры. И это первая особенность памятника, он обращен к морю, а не к наблюдателю.

Орел смотрит в море, — он готов защитить город и он помнит о сложных героических решениях. Об этом говорят детали: к верхней части венка, который держит орел, прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев.

База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, так же, как и орёл, выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу — подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденія входа на рейдъ». На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855».

На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря с затопленных кораблей. Эта мемориальная стена также является частью памятника. Раньше на скале монумента со стороны моря была закреплена выступающая из воды бронзовая мачта парусного корабля. Но её сорвало штормом в 1975 году, и до сих пор она не восстановлена.

Вид сверху с моря на памятник затопленным кораблям

Вид сверху с моря на Памятник затопленным кораблям

От создания памятника до сегодняшних дней

Стойкий несмотря ни на что

Несмотря на свое крайне опасное местоположение памятник уцелел, пережив бомбордировку османами во время “Севастопольской побудки” 1914 года, революцию 1917 года и ее последствия, землетрясения 1927 года и всю вторую мировую войну.

Самым удивительным является его политическая живучесть. Каким образом монархический символ пережил революционные изменения. В то время в очередной раз изменилось наименование, символ героизма и решительности, стал памятью о моряках с названием: «Колонна памяти погибшим морякам». Движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением, но по неизвестной причине этого не произошло.

Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в испытаниях Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом только в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.

В 2007 году конструкцию ремонтировали, средства выделило правительство Москвы. На бронзового орла взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. В основании правого крыла появилась трещина – ее и заклеили специальным клеем. Но такая заплата не рассчитана на длительный срок, поэтому в ближайшем будущем скорее всего потребуется дополнительная реставрация.

Является символом города Севастополя. С 12 февраля 1969 года монумент изображён на гербе Севастополя, а с 12 апреля 2000 года и на флаге.

С июня по октябрь 2016 года был проведён всенародный конкурс по определению символа новых банкнот номиналом 200 рублей, в котором победил Памятник затопленным кораблям в Севастополе и вид на Херсонес Таврический. Презентация банкнот состоялась 12 октября 2017 года, в этот же день они введены в оборот.

Останки танкера у памятника затопленным кораблям

На фото останки танкера “Продромос”, перевозившего 285 т. амуниции, 3 т. оборудования и 600 т. горючего. Поражен в 11.58 при входе в Северную бухту Севастополя попав под огонь советской полевой артиллерии 9 мая 1944.

Галерея

Памятник затопленным кораблям – оберег Севастополя
Видео фильма 1911 года “Оборона Севастополя” с youtube с вставленными английскими субтитрами и музыкой
Оригинальное видео из ВК “Оборона Севастополя 1911”